В Магнитогорске проходят финальные испытания городских конкурсов профессионального мастерства «Педагог года-2025» и «Воспитатель года-2025». В этом году представители сферы образования состязаются в номинациях «Педагог дошкольного образования», «Учитель школы», «Педагог дополнительного образования», «Воспитать человека», «Педагог-психолог», в каждой из которых на конкурсный «ринг» выходят пять финалистов. Всего на «Педагог года» поступило 33 заявки, из них 15 – в номинацию «Учитель школы», на «Воспитатель года» – 18 заявок. В рамках конкурсов состоялись открытые занятия, беседы со школьниками, презентации педагогического опыта, мастер-классы, круглые столы и другие мероприятия. Церемония подведения итогов городских педагогических конкурсов намечена на март.
Важнейшая из профессий
Номинацию «Учитель школы» считают самой важной, она дольше всех существует на всероссийском уровне и предусматривает самые серьезные испытания. В ней больше всего критериев оценивания: учитываются и содержание, и форма подачи материала, оригинальность, индивидуальный подход, педагогические находки, культура подачи информации и другие аспекты.
– В оценке участников я отталкиваюсь от их профессионального опыта и умения применять на практике методики, которые они показывают на мастер-классах, а также от глубины подаваемого материала. Среди критериев оценок также то, как учитель себя позиционирует, контактирует с залом – все в комплексе производит впечатление. Конкурс – это возможность проявить себя, и здесь нужно выложиться по максимуму, продемонстрировать все, на что способен, – говорит член жюри учительской номинации конкурса Ольга Баскакова – преподаватель английского языка школы №60, победитель городского и областного конкурсов «Педагог года».
Конкурс профессионального мастерства учителей наглядно демонстрирует творческий подход современных педагогов к процессам обучения и воспитания и традиционно вызывает большой интерес у коллег, руководителей учреждений образования, методистов, родителей школьников.
О том, как проходили конкурсные испытания для учителей, рассказала старший методист центра повышения квалификации и информационно-методической работы Татьяна Васильева:
– На первом этапе учителя представляли учебное занятие, разговор с учащимися и свой педагогический опыт, во втором туре прошел блиц-турнир. Впервые это испытание было разработано методистами нашего центра, оно включает решение проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются педагоги. В финальных мастер-классах учителя демонстрируют свои педагогические находки, новые методические приемы, технологии, техники, которые они используют в своей деятельности. Также в этом году в программе круглый стол на тему педагогической этики, – это «портрет» учителя глазами учеников, родителей, общественности.
С каждым годом педагоги охватывают все больше направлений работы, осваивают все больше технологий, представляют все более разнообразные материалы, – свидетельствуют методисты. При этом методцентр оказывает учителям всестороннюю поддержку: проводит консультации, обучающие семинары, организационно помогает участникам профессионального конкурса, приглашает их на мастер-классы победителей предыдущих лет.
Отвечая на вызовы времени
На сей раз в финал конкурса школьных учителей вышли три представителя начального звена обучения, а также преподаватели предметов естественнонаучного цикла. Чему педагоги посвятили мастер-классы?
В век главенства информации умение работать с большими объемами знаний актуально с младых ногтей. Учитель начальных классов гимназии №53 Ольга Агаркова представила интеллектуальные карты как средство работы с информацией. Каждая такая карта содержит некую схему, в которую логично уложен учебный материал по определенной теме. Применение метода помогает структурировать, систематизировать и легче запоминать его. Специфика карт в том, что они ориентированы, прежде всего, на тех, у кого ведущим каналом восприятия информации является визуальный. По результатам исследований, таких людей среди представителей подрастающего поколения большинство. Кроме того, интеллект-карты тренируют память, мышление и другие функции мозга.
Учитель начальных классов гимназии №18 Наталья Вандюк говорила об использовании в обучении метода проблемных ситуаций. На протяжении всего ее выступления зрители конкурса находились в напряжении, размышляя над загадкой подвижности чешуек еловой шишки. Из всех предложенных гипотез лишь одна оказалась верной, тем не менее, не стоит бояться высказывать свою точку зрения, – убеждена Наталья Евгеньевна.
– Решение проблем – это развитие, – говорит учитель. – Проблемная ситуация позволяет ребенку сформировать самостоятельность выбора, что является важной частью пути к самосознанию. С первого класса задача учителя – научить ребенка не бояться ошибки, не бояться задавать лишних вопросов, обращаться к взрослому человеку.
«Каждый урок – урок-исследование» у учителя физики академического лицея Антона Казанцева. «Индуктором» продемонстрированного им занятия стала ситуация из фильма «Один дома»: присутствующим было предложено порассуждать о том, какие законы физики помогли главному герою проучить грабителей. Урок-исследование помогает создать ситуацию успеха для учеников, что формирует психологию победителей.
Темой мастер-класса учителя начальных классов школы №66 Евгении Мокляк были методы адаптации текста в работе с обучающимися. В такой адаптации могут нуждаться такие категории, как ученики начальных классов, дети с ОВЗ, дети-инофоны (плохо владеющие русским языком дети с миграционной историей) и другие.
Адаптация – это упрощение и сокращение текста с целью сделать его понятным и доступным для всех, более однозначным в трактовке. Образно Евгения Рауфовна называет процесс адаптации «генеральной уборкой текста», в котором в итоге должно остаться только самое необходимое. Такие способы, как исключение лишних элементов, их замена, добавление и обобщение могут помочь в этом, также способствуют лучшему пониманию наглядные и невербальные средства. В целом методика отвечает вызовам современного образования и современного общества.
Учитель биологии многопрофильного лицея Альбина Сагдеева рассказала о том, как клиповое восприятие информации, свойственное современному молодому поколению, может стать «помощником» в формировании критического мышления – умения анализировать, оценивать и интерпретировать информацию с целью принятия обоснованных решений и формирования собственной точки зрения. Пользуясь приемом ассоциаций, учитель помогает ученикам развивать творческую активность, мыслительные процессы, создает ситуацию успеха. А прием «биологическая визитка» помогает при помощи знакомого по соцсетям инструментария создавать описания биологических видов – это систематизирует знания, включает творческое и логическое мышление, помогает анализировать и синтезировать информацию. Это лишь два приема из множества, используемых педагогом. Надо сказать, что само по себе клиповое восприятие тоже дает ряд преимуществ: помогает быть многозадачными, легко переключаться между видами деятельности.
Альбина Радиковна рассказала журналистам, что уже участвовала в городском конкурсе четыре года назад и очень мечтала дойти до финала. Конкурс помог ей раскрыть себя, почувствовать свои способности, запас энергии, проявить талант к импровизации во время ответов на вопросы жюри.
– Биология сегодня очень интересна детям – особенно востребованы такие дисциплины, как биоинженерия, генетика, – говорит учитель о своем предмете. – Многие хотят открыть свои суперспособности, прийти к этому через науку. В нашем лицее есть биохимический профиль обучения, и ребята, нацеленные идти в медицину, психологию, с восьмого класса выбирают основными предметами биологию и химию.
Елена СМИРНОВА Фото Динара ВОРОНЦОВА
Оставьте ВАШ КОММЕНТАРИЙ на новость через любимую социальную сеть: