«Метелица» по-итальянски. В Магнитогорске проходит «Вива опера»

Накануне открытия XI Международного фестиваля оперного искусства в городской администрации состоялась пресс-конференция его организаторов, среди которых были гости из Италии, представители западноевропейской арт-дирекции «Вива опера» − профессор Миланской консерватории дирижер Раффаэле Масколо и солистка оперных театров Италии, преподаватель камерного вокала консерватории Ла Специя Елена Баканова.

Одиннадцатый фестиваль открылся одной из последних постановок Магнитогорского театра оперы и балета из русского репертуара – оперой «Иоланта» Петра Чайковского, над которой работала московский режиссер Наталья Дыченко. Этот яркий спектакль живет на сцене менее года, но за это время уже успел собрать коллекцию наград – был отмечен на областном театральном фестивале «Сцена-2016» и вошел в лонг-лист самой престижной театральной премии России «Золотой маски».

В фестивальной «Иоланте» приняли участие приглашенные солисты – Елена Баканова в роли Иоланты и солист Челябинского театра оперы и балета Павел Чикановский, чье исполнение партии Водемона принесло постановке победу в номинации «Лучшая мужская роль» областного фестиваля.

Елене Бакановой доводилось петь в «Иоланте» в театре оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Но магнитогорский спектакль, по признанию певицы, показался ей более интересным:

− Петербургская постановка традиционная, а магнитогорская «Иоланта» − это что-то новое, свежее, она менее трагичная, более светлая, даже сказочная. Это два совершенно разных персонажа. Магнитогорская Иоланта более юная, наивная – в исполнении этой роли я следую режиссерскому замыслу.

А далее магнитогорцев и гостей города на «Вива опера» ждут еще три встречи с целым «десантом» солистов из стран Европы и Азии, в феврале прошедших конкурсный отбор на право участвовать в «Вива опера» в Риме. Конкурс вокалистов стал одной из новинок фестиваля этого года, хотя мечта о нем у организаторов была давно. О своем участии в конкурсе заявили 69 солистов из девяти стран.

− Рынок в Европе очень мобильный, любая новинка вызывает ажиотаж,

− объяснила Елена Баканова высокий интерес зарубежных вокалистов к магнитогорскому фестивалю. Большую роль сыграл и интерес к России и к малоизвестной миру российской провинции, когда объявили конкурс вокалистов, поступало много звонков и вопросов, люди активно интересовались различными подробностями о нашем фестивале. И вот свершилось – прослушивания проходили в продолжение трех дней, для участия в «Вива опера», по признанию директора Магнитогорского театра оперы и балета Ильи Кожевникова, отобрали «лучших из лучших».

В опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы», которая будет звучать в театре оперы и балета завтра, будут заняты итальянские солисты лауреаты международных конкурсов тенор Симоне Фредиане (партия Канио) и баритон Алессандро Мартини (Сильвио). А также сопрано из Китая, лауреат международных конкурсов несравненная Дафне Тиан (Недда), активно гастролирующая с самим Хосе Каррерасом, и баритон из Южной Кореи Маттео Джин (Тонио). Как видим, вокалисты из стран Азии составят достойную конкуренцию итальянцам – такова ныне ведущая тенденция мирового оперного рынка. Дирижировать великолепным действом будет известный дирижер из Италии Алессандро Д̕̕̕Агостини, бывший руководитель оркестра филармонии Венеции, филармонического оркестра Македонии и других известных коллективов, ныне приглашенный дирижер в России.

− На днях у него прошел концерт в московском Доме музыки,

− рассказал об Алессандро Д̕̕Агостини Илья Кожевников.

В воскресенье, 23 апреля, поклонников музыкального искусства ждет опера Джузеппе Верди «Риголетто», в которой будут блистать итальянцы − лауреаты международных конкурсов тенор Рикардо Гатто (партия Герцога), баритон Алессандро Мартини (Монтероне), сопрано Элиза Состер (Джильда) и баритон из Южной Кореи лауреат международных конкурсов Маттео Джин (Риголетто). Дирижировать спектаклем будет европейский покровитель фестиваля Раффаэле Масколо.

А 26 апреля на заключительном гала-концерте, который уже во второй раз пройдет на сцене Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе, к этим вокалистам присоединятся еще два потрясающих голоса лауреатов международных конкурсов − редкой красоты меццо-сопрано прекрасной русской итальянки Анны Коноваловой и удивительной легкости лирический тенор китайского солиста Шюана Йина.

Гала-концерт обещает массу интриг: зарубежные солисты будут исполнять русскую музыку, в том числе народную песню «Вдоль по улице метелица метет», а маститый итальянский дирижер Раффаэле Масколо впервые возьмется такой музыкой дирижировать.

Вообще Раффаэле с большим трепетом относится к национальным музыкальным традициям и является приверженцем принципа, в соответствии с которым национальной музыкой должен дирижировать тот, для кого она родная. Ведь, например, исполнение русской оперы тесно связано с произношением, языком. Поэтому дебют в области русского репертуара для дирижера весьма волнителен, хотя Масколо уже не первое десятилетие женат на русской певице Елене Бакановой и часто приезжает в Россию в качестве приглашенного дирижера – возможностей прочувствовать «русский дух» у него было немало.  

Словом, впереди нас ждет масса захватывающих и запоминающихся моментов фестиваля, большого праздника музыкального искусства, по словам начальника управления культуры Магнитогорска Александра Логинова, ставшего брендом не только нашего города, но и всего Уральского региона. Во многом это стало возможным большой поддержке администрации Магнитогорска и ее управления культуры, министерства культуры Челябинской области и партнеров «Вива опера».

О перспективах дальнейшего развития фестиваля и нашей оперы вообще Раффаэле Масколо сказал, что настало время думать и о выходе магнитогорских артистов на европейскую сцену – это одновременно повысит и авторитет нашего фестиваля в Европе. Первым шагом к такому знакомству «на месте» стал контракт, подписанный с магнитогорским басом Сергеем Муртазиным: в декабре он поедет в итальянскую Козенцу.

Зарождаются и другие подобные проекты, которые будут «продвигать» наших солистов в Европе. В мечтах есть даже проведение «Дней «Вива опера» в Италии, для чего, безусловно, необходимы огромная предварительная работа и благоприятная политическая ситуация. Но в реальности организаторам для начала хотелось бы вывести гала-концерт «Вива оперы» на челябинскую сцену – жители столицы региона приезжают на него в Магнитогорск и сожалеют, что подобного фестиваля нет в областном центре.

Exit mobile version