С постановкой по одноименной пьесе Алексея Арбузова зрители познакомились год назад в рамках творческого социального проекта «Не забыть!», подготовленного группой под художественным руководством заслуженной артистки России Надежды Лавровой.
К нынешнему Дню Победы проект перерос в полноценный спектакль – драму в двух действиях, премьера которой состоялась 5 мая. Премьерный показ ждет зрителей 10 мая.
Сюжет разворачивается в блокадном Ленинграде, где среди разрухи, голода, холода, смертей, боли и слез в квартире полуразрушенного дома между жильцами вспыхивает большое и светлое чувство. Они случайно оказались под одной крышей – девочку-подростка Лику (актриса Юлия Замилева), оставшуюся без крова, впустила в уцелевшее жилье дворничиха, а Марат Евстигнеев (Даниил Газизуллин) вернулся в свою квартиру после гибели родных. А потом в их жизнь ворвался третий – жалкий больной сирота Леонидик (Иван Погорелов), которого они выхаживали и откармливали продуктами из посылки, присланной Лике мамой-военврачом. Так образовался любовный треугольник, выход из которого предстояло искать уже после войны…
Война – суровый воспитатель, который показал героям истинную цену дружбы, верности, любви, долга, сострадания и самопожертвования. То, что вместе пережили ребята блокадной весной 1942 года, они поклялись помнить всегда.
Вскоре парни ушли на фронт, и собраться всем вместе удалось только через четыре года. И Леонидика, и Марата вело к Победе великое чувство, которое в будущем давало надежду на счастье. И им обоим повезло выжить. Марат, бравый разведчик, вернулся с войны в орденах и в звании Героя Советского Союза. Леонидик первый год сражался на передовой, потом был военкором. Он потерял на фронте левую руку и приобрел пагубное пристрастие к спиртному. Дало ли это повод Леонидику опять стать жалким, а Лике и Марату вновь пожалеть его? Состоялось ли для всех троих ожидаемое счастье? Пьеса Арбузова подробно повествует о послевоенной жизни Лики, Леонидика и Марата. Спектакль же оставляет зрителю широкое поле для размышлений.
Действие, сплошь состоящее из диалогов (автор пьесы вообще обозначил ее жанр как «диалоги в трех частях»), захватывает внимание не только благодаря живой и «настоящей» игре молодых актеров драмтеатра. Большое значение в вовлечении зрителя в сценическое действо имеет оригинальное решение сценографии художником-постановщиком Алексеем Вотяковым.
В военную реальность погружают как кадры документальной хроники и музыка военных лет, так и «натуральная» блокадная жизнь, которая бурлит буквально в нескольких шагах от зрительских рядов. Сидящие там словно тоже попадают в кольцо блокады: вместе с жильцами ленинградской квартиры их трясет во время разрывов бомб, на их головы едва не падают куски штукатурки, сыплющиеся с потолка, перед их глазами клубится пыль, они вдыхают дым от печурки, где сгорают остатки мебели и стихи Леонидика. А потом вместе с героями спектакля зрители путешествуют на «карусели времени» – ряды едут вместе со сценой по кругу. И в конце этого круга Лика вновь возвращается к своему бедному Марату…
Фото Елена Смирнова